суббота, 3 сентября 2011 г.

Веселуха* вернется в мае _После выборов ждут вторую волну кризиса. С нетерпением...


Веселуха - так чиновники и близкие к ним олигархи называют Всемирный финансовый кризис, который служит прикрытием для освоения триллионов рублей.
Нет, Россия была, есть и будет «тихой гаванью». Только у нас могут вот так, по-тихому, выкинуть 17 миллиардов бюджетных рублей, подчищая грешки антикризисной политики.
А именно, государство заберет себе пакет акций «Ростелекома», которым владеет государственное Агентство по страхованию вкладов — с тех пор, когда на государственные же деньги выкупило его в разгар кризиса у загибавшегося банка «КИТ-финанс». Потери в 17 млрд рублей — это разница между реальной стоимостью пакета и ценой сделки трехлетней давности, по которой государство и возвращает в свое лоно блудные акции.
Подробнее о сделке можно прочитать в материале «КИТ в «тихой гавани» Дианы Хачатрян. Я бы хотел поговорить о другом.
Вот говорят, что «КИТ-финанс» был близок к министру финансов Кудрину. А другой «спасенец», Связьбанк, санация которого обошлась государству около 142 млрд рублей, был еще ближе к экс-министру связи Леониду Рейману. Знаете, это не важно. Вот банк «Союз», например, точно не принадлежал никакому министру, потому что принадлежал Дерипаске, — а ведь и его спасли.

Банк же Москвы вообще стал жертвой не кризиса, а смены власти в Москве, сделавшей невозможной его и без того не идеальную модель функционирования. Что ж, бывает, 400 миллиардов рублей, на которые, по мнению экспертов, можно было бы выстроить с нуля банк федерального уровня, отправляются на затыкание дыр в его балансе. А ведь бывший владелец банка, при котором эти дыры образовались, нынешней элите уж точно не друг — друзья в лондонской эмиграции не сидят.

Далее — со всеми остановками: у госбанков — «Сбера» и ВТБ — вообще не было проблем, между тем максимальную помощь от государства, превышающую триллион рублей, получили именно они. Что позволило им, во-первых, заработать на девальвации рубля, на которой потеряли и бизнес, и население, а во-вторых, на время стать монополистами на рынке крупных корпоративных кредитов.

Таким образом, если из кризиса по-русски вообще можно извлечь уроки, главным среди них будет такой — не бойтесь делать ошибки, их всегда решит государство.

Не потому, что оно такое доброе и всех любит. Просто оно само не умеет решать проблемы иначе, кроме как с помощью выделения денег. Чем больше проблемы, тем больше денег.
И ведет оно себя так же, как банкиры и бизнесмены. Общий принцип: прибыль — в офшоры, расходы — в кредит. Вот сейчас, например, у нас довольно пухлый резервный фонд и основательные золотовалютные резервы, но для финансирования текущих расходов правительство планирует наращивать внутренний госдолг со скоростью под два триллиона в год. Почему?
Первая причина состоит в том, что правительство понимает — оно делает и будет делать ошибки, за которые придется платить. Ну зато будет чем. То есть резервный фонд — это потенциальная стоимость невынужденных ошибок.
Вторая, не менее значимая причина — наши резервы представляют собой внутренний офшор, заначку, которую лучше всего использовать в кризис. Осенью 2008 года мы рассказывали о том, что в лексикон Белого дома вошло слово «веселуха», которое характеризовало возможность тратить отложенные деньги в огромных масштабах и почти бесконтрольно, мотивируя это спасением национальной экономики. Кого-то и правда спасли, но, что более важно, кто-то хорошо заработал. То есть бюджетные деньги временно передали госбанкам, а навар с них уже разошелся по кредитным каналам, которые рыли специально подготовленные люди по чертежам, составленным в том же Белом доме.
И как же сейчас многим бы хотелось подставить свои натруженные карманы под вторую волну кризиса! Если б не выборы. Но выборы пройдут. И снова начнется веселуха. Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий